Светлицкий Сергей Павлович
(1913–1992)

Художник-архитектор.
Выпускник Института им. И. В. Репина (1945). Член Союза архитекторов СССР (1946).
Серия рисунков (48), послуживших основой для выставки «Ленинград в дни блокады» в Музее обороны Ленинграда (Фонд музея истории Ленинграда). Фотографии
В годы Великой Отечественной войны, будучи студентом Академии Художеств, был эвакуирован с семьей из Ленинграда в Ярославль, в Карабиху. Здесь Сергей Павлович продолжил работу над дипломным проектом (под руководством профессора И. Г. Лангбарда). Через Ярославское отделение Союза художников выполнял заказы ярославских организаций и участвовал в выставках.
С. П. Светлицким написано четыре этюда с видами Карабихи («Некрасовские места»), серия акварелей «Ярославль в дни отечественной войны» (17 работ), картины «Помощь фронту» («Молотьба»), «Посылки фронту».
Все работы были приобретены Ярославским краеведческим музеем. Три работы С. П. Светлицкого экспонировались на зональной выставке в 1943 году, по результатам которой он был принят кандидатом в члены Союза художников Ярославского отделения.
В 1944–1945 годах Сергей Павлович участвовал в работе правительственной комиссии по восстановлению городов Белоруссии: Гомеля, Могилева и Минска.
В 1947–1951 годах работал в Ленинграде по восстановлению комплекса зданий Государственного Эрмитажа, в Художественном фонде Ленинграда.
Серии зарисовок «Города Белоруссии в войне» (Фонд Республиканского Музея в Минске)
и серия акварелей «Ярославль в дни войны» (Фонд Краеведческого музея Ярославля) (1942–1946). Фотографии
Серия открыток, акварель (1946–1947). Фотографии
- Поздравляем с Днем Победы!
- Ленинградское утро
- Ленинградская белая ночь
- Новостройки Ленинграда. Проект реконструкции улицы Дзержинского
Оформление книг (обложки, титулы, заставки). Фотографии
- Марсово поле. Б. Фабрицкий, И. Шмелев. Серия «Архитектурные ансамбли Ленинграда» (1947).
Музей академика И. П. Павлова в Колтушах — картина «Село Павлово в 1935 году» и диорама «Вид научного городка в Колтушах в 1935 году» (1971). Фотографии
Авторы: художник С. П. Светлицкий и ст. н. с. Н. П. Мовчан.
На картине хорошо видны лаборатории, коттеджи, виварий и другие здания, построенные к 1935 году. В музее есть также и диорама Колтушской биостанции в 1935 году (авторы: Е. П. Милейко, Н. П. Мовчан, С. П. Светицкий), на которой запечатлены первое деревянное здание биостанции, церковь Петра и Павла и другие строения.
Коллекция «Ленинские места» (1977–1983). Центральный государственный архив историко-политических документов (ЦГАИПД СПб), коллекция поступила в 1986 году (Ф.9329).
Включает 181 рисунок зданий и 189 раскрашенных фотографий, сделанных с рисунков этих зданий.
Техника исполнения — фломастер, жидкое масло.
Рисунки и фотографии зданий, связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина в Петербурге — Петрограде — Ленинграде в 1890–1900, 1905–1907, 1917–1920 годах.
Архитектурное надгробие с барельефным портретом учёного-электротехника Валентина Петровича Вологдина (Литераторские мостки Волковского кладбища). Фотографии
Скульптор А. Н. Черницкий, архитектор С. П. Светлицкий.
Деятельность, связанная с выполнением заказов для различных музеев местного значения, в числе которых Центральный музей железнодорожного транспорта России в Петербурге. Диорамы и картины, выполненные на заказ для разных музеев страны. В основном это военная тематика, блокадный Ленинград, а также железнодорожная тематика. Многие работы выполнялись в соавторстве с женой художника Ксенией Владимировной Агафоновой. Фотографии
Деятельность, связанная с оформлением музеев посвященных Пушкинским местам в Ленинградской области: Суйда, Дом станционного смотрителя, домик Арины Родионовны в Кобрине. Позднее возникла серия пастельных рисунков, воспевающих Пушкинские места Гатчинского района. Фотографии
Пушкинские места России. Фотографии
Выставка в Историко-литературном музее г. Пушкина (2021 г.). Фотографии
В течение всей жизни С. П. Светлицкий занимался живописью. В архиве нашей семьи, а также у друзей и родственников сохранились десятки работ. Это пейзажи, натюрморты, портреты. Основной жанр, который его интересовал — это, безусловно, пейзаж. Писал он много и с удовольствием. Его любимая техника — «масло».
Живопись
Графика
Фильм о С. П. Светлицком снят к открытию выставки «О муза, друг мой гибкий…», посвященной 105-летию со дня рождения Сергея Павловича.
Большое значение для нашей семьи имеет период, когда С. П. Светлицкий основал и построил дачу в п. Вырица недалеко от берега р. Оредеж. Построил по своему собственному проекту вместе с женой Ксенией Владимировной Агафоновой. В этом доме на протяжении десятилетий находилась его мастерская. Дом неоднократно перестраивался и существовал до 2013 года.
В последнее время музеи и организации в которых хранятся рисунки С. П. Светлицкого стали проявлять интерес к его наследию. Время от времени организовываются выставки и другие мероприятия на которых экспонируются работы Светлицкого. Информацию касающуюся этих событий можно будет посмотреть здесь.